Продольный уклон

Продольный профиль дороги — это графическое изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью вдоль ее оси. Продольный профиль характеризует рельеф, крутизну отдельных участков дороги, измеряемую продольным уклоном, расположение ее проезжей части относительно поверхности земли и др.

Естественные уклоны местности часто превышают допустимые для эффективного использования автомобилей. В таких случаях уклон дороги делают более пологим, чем уклон поверхности земли, срезая часть грунта или наоборот, подсыпая его. В результате образуются выемки и насыпи. В местах переломов линий продольного профиля, образующихся при изменении уклона, устраивают вертикальные кривые, которые смягчают профиль.

Участки подъемов и спусков на автомобильных дорогах характеризуются большим числом ДТП.

Внимание!

Основными видами ДТП на крутых подъемах и спусках чаще всего являются:

опрокидывание в результате съезда с земляного полотна транспортного средства, движущегося по спуску, или столкновение с встречным автомобилем, вышедшим на обгон на подъеме;

опрокидывание или столкновение транспортных средств из-за чрезмерной скорости, развиваемой на затяжных спусках;

столкновение с встречным автомобилем при объезде остановившихся автомобилей или обгоне грузовых, снижающих скорость на подъеме.

Число ДТП при движении под уклон в 1,5 — 3 раза больше, чем при движении на подъем, причем разница в условиях движения на спуск и подъем начинает сказываться даже при незначительных продольных уклонах. Большая опасность движения на спуск, чем на подъем, связана с увеличением длины тормозного пути при необходимости экстренного торможения и с отказами тормозной системы. При движении на подъем происшествия сосредотачиваются преимущественно в верхней части подъемов и на участках сразу за их вершинами. На спусках — это вогнутые переломы продольного профиля, на которые автомобили въезжают, развив высокие скорости.

Внимание!

При расположении кривой в плане в конце затяжного спуска вероятность ДТП значительно возрастает. На таких участках необходимо быть предельно внимательным, при движении на спуск не развивать большую скорость, при движении на подъем не обгонять впереди идущие транспортные средства. Причем, при движении под уклон особо опасны участки, на которых кривая малого радиуса расположена в конце спуска или сразу за ним.

Подъемы круче 30 — 40 % автомобили большой грузоподъемности с малым запасом мощности могут преодолевать лишь с весьма низкими скоростями, вынуждая весь транспортный поток следовать за ними или пытаться выехать на полосу встречного движения для обгона, что не безопасно.

Для отделения от основного потока автомобилей, преодолевающих подъем с небольшими скоростями, проезжую часть уширяют, устраивая дополнительные полосы в направлении на подъем. При наличии такой полосы тихоходные транспортные средства должны двигаться только по ним.